
Здравствуйте, уважаемые читатели. Вам известно, как проводится испытание газовых баллонов? Какие есть критерии для этих операций? Какие сроки и цены здесь фигурируют?
В данной статье рассматриваются правила и методы, по которым испытываются газовые баллоны. Затрагивается необходимая периодичность данных мероприятий. Отражён вопрос переосвидетельствования.
О сроке годности газовой ёмкости

Газовые ёмкости, в которых давление получается избыточным, должны тестироваться на пригодность.
Период годности обозначен производителем. И применять баллоны выше этого значения запрещено.
Обычно период пригодности – 40 лет. Но не все модификации попадают под этот критерий. Каждая модель производится в жёстком соответствии критериям ГОСТов
Согласно ГОСТам стальные изделия с начала эксплуатации служат 2 года. Но есть и гарантийный период – 20 лет.
Для автомобильных вариантов свобода действий принадлежит производителям. Но согласно п. 4.3.1 максимальный срок – 20 лет.
Алюминиевые модели не затрагиваются ГОСТом. А производители приводят такие сведения:
- Если дата производства баллона раньше ноября 2014 г, то срок – 10 лет.
- Если дата позже обозначенной даты, то срок – 20 лет.
Ещё один важный пункт – срок хранения газа. Он отличается для разных газов:
- Пропан-бутан – срок до завершения содержимого ёмкости.
- Кислород – 1,5 года со дня создания продукта.
- Ацетилен – срок очень долгий. Но перед сваркой проверяется масса и пористость изделия на соответствие нормам.
- Чистый аргон – 1,5 года.
- Водород – 3 года.
- Азот – 1,5 года.
Если у вас ёмкость на 50 л, период её годности можно узнать на её верхней торцевой части. Там есть три группы чисел: месяц и год производства. Также обозначено время начальной переаттестации. Это внеочередное испытание бытовых газовых баллонов. Оно осуществляется после ремонтных работ. Его изготовитель не может предвидеть.
Между обозначенными датами есть промежуток в 5 лет. Это и есть запланированная периодичность испытания газовых баллонов. Итоги последующих тестирований выбиваются прямо на корпусе баллона.
Сегодня на баллоне год его выпуска наносится заметной краской прямо на корпус. А расчётный период службы с момент производства фиксируется в паспорте к баллону.
Интервал позволенной эксплуатации
Есть промышленные и бытовые модели для содержания газов. По факту между ними нет отличий.
Требования к хранению этих ёмкостей одни и те же. Правда, в промышленных нуждах применяют ёмкости более серьёзных объёмов.
А период эксплуатации и бытовых, и промышленных моделей одинаков. И срок испытания таких газовых баллонов не отличается.
О переосвидетельствовании

Сроки нового освидетельствования бытовых газовых баллонов зависят от их модификаций. Эти параметры утверждает Госгортехнадзор.
Газовые условия отличаются разными характеристиками и по-своему воздействуют на корпус баллона.
Предприятие, которое реализует эту процедуру впервые, обозначает на верхней стороне корпуса буквы «R-АА».
R – это знак данного предприятия. АА — периодичность проведения нового освидетельствования газовых баллонов.
Сроки для разных баллонов таковы:
- Ёмкости с пропаном – 5 лет.
- Автомобильные версии – 2 года.
- Аргоновые – 5 лет.
- Ёмкости с кислородом – 5 лет.
Проверка и испытание газовых баллонов, которые были установлены стационарно и имеют большие параметры, осуществляется раз в 10 лет.
Металлокомпозитные модели в подобных мерах не нуждаются. Их жизненный срок жестко фиксирован – 10 лет.
О непригодности баллонов

Дальнейшая эксплуатация ёмкостей, которые отработали свой период, но и подверглись освидетельствованию, запрещена. Так гласит пункт 485 кодекса Правил.
Согласно этому же пункту, даже при условии успешной процедуры, но проведённой позже ноября 2014 г получается такой критерий: для баллонов с законченным периодом службы результаты процедуры аннулируются. Причина кроется в новом своде правил – нельзя тестировать баллоны с истёкшими сроками службы.
О баллонах ГБО

Техническое переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов осуществляется в соответствии с данными, указанными в их паспортах. Их обозначает производитель.
Сроки испытания газовых баллонов для авто зависят от их материалов и наполнения. Критерии здесь таковы:
- Ёмкости из стали со сжиженным пропан-бутаном тестируют раз в 2 года.
- Метановые ёмкости с компримированным природным газом проверяют с учётом их стали. Если она углеродистая, срок – 3 года. Если – легированная – 5 лет.
- Баллоны из металлокомпозита проверяются раз в 3 года.
- Модели из углепластика тестируются раз в 2 года.
Эксплуатационный период ёмкостей обозначает производитель. Для пропановых версий это 10 лет. Для метановых – 15-25 лет с учётом их материалов.
Периодичность проверки состояния всех газовых баллонов (в том числе и ГБО) отражается в пунктах всё в том же своде правил. Там же затрагивается и критерии по организациям, имеющим право на осуществление данной работы (пункт 486-508). Это компании, имеющие:
- Помещение со специальным оборудованием.
- Аттестованный штат.
- Персональный знак с шифром. Его присваивает Ростехнадзор на 5 лет.
- Аппаратуры для тестирования баллонов. Это стенды.
- Необходимые лицензии и сертификаты.
Ценовые вопросы
Цена испытания газовых баллонов для автомобилей формируется от их разновидности. Средний ценник – 1300 руб. Финальную цену также обуславливают дополнительные меры:
- Монтаж или демонтаж.
- Дегазация.
- Очистительные работы.
- Грунтование и окрашивание.
- Незначительный ремонт баллоны
За одну ёмкость сумма может достигать 7000-8000 руб.
Ценник плановой проверки – 500 руб.
На все операции обычно требуется 1-3 суток. Это законные нормативы.
Стадии процесса
Тестирование баллонов происходит в несколько стадий:
- Анализ документации. Её сопоставление с маркировкой баллона.
- Демонтаж + разборка. Снимается мультиклапан или вентиль.
- Полное удаление газа, очищение при необходимости. Внешнее изучение.
- Внутреннее изучение баллона. Исключения – версии СУГ до 55 л.
- Тестирование веса и вместимости. Ёмкость наполняется водой. Измеряется вес пустого и полного баллона. Сопоставляются полученные значения с исходными паспортными параметрами. Исключения – стальные модели без швов до 12 и более 55 л.
- Работы на стенде. Здесь проверяется давление.
Ёмкости направляются в категорию «брак», когда:
- Завершён период их пригодности.
- Трещины и другие дефекты превышают 10% от плотности стенок.
- Есть износ резьбы.
- Коррозия захватила свыше 10% всей поверхности баллона.
Для проверки баллонов применяется специальное оборудование. На нём такие ёмкости подвергаются опрессовке. Задействуется пневматическая или гидравлическая методика.
Корпуса должны справляться с давлением, превышающим нормативную нагрузку вдвое.
Для моделей с пропан-бутаном рабочий параметр это 1,6 МПа. Для версий с метаном – 20- 25 МПа.
После тестирований на металлическую планку ёмкости наносится клеймо: дата последующих и проведённых процедур. Эти сведения копируются и в документации баллона.
На сосуды, имеющие объём свыше 100 л, клеймо не наносится. Делаются только записи в паспорте.
О гидравлическом тестировании
Гидравлическое испытание газовых баллонов осуществляется с использованием давления 25 кгс / см2. Продолжительность – 1 минута.
Затем параметры доводят до рабочих. Проводится скурпулёзный осмотр емкости. Все её сварные швы обстукиваются молотком весом 500 грамм.
Изделия прошли данный тест, если у них нет:
- Разрывов.
- Значительных деформаций.
- Протечек.
Затем устраивается пневматический тест. Применяется давлением 16 кгс/ кв.см. Продолжительность – 2 минуты.
Ёмкость помещается в резервуар с водой. Над ней образуется водяной столб высотой 2-4 см.
Если выявлена протечка и пропускание воздуха, баллон нужно исправить. После чего эти операции повторяются. Максимально допустимое количество исправлений ёмкости – 2.
Гидравлический тест проходит за прочной цельной оградой с минимальной высотой 2 м. Она должна позволять осматривать ёмкость при сокращении в ней давления до нормированных значений.
Для проведения такого тестирования обычно задействуют профессиональный стенд. В работе используется ручной насос ГН-200.
Модели, рассчитанные на сжиженный газ, помещают на стенды, где в процессе задействуется сжатый воздух.
Параметры используемого стенда для обозначенного тестирования имеет параметры 50-55 л.

Его вид – карусельный с двумя позициями. У него есть особый элемент – головка, имеющая телескопическую трубку. Она необходима для данного теста и устранения воды из ёмкости после процедур.
Также данный стенд используют для пневматических операций и изучения плотности контакта вентиля с газовой ёмкостью.
Нередко для этих операций применяют устройство УГИБ5 – 04.
Его состав:
- Сварной стол-каркас.
- Прижимной пневматический цилиндр. Он находится по центру верхней стороны п.1
- Коллектор. Он устроен в п.2. Он подаёт в ёмкость сжатый воздух или воду.
- Крепёж для размещения баллона. Он находится под п.2.
- Бак с водой. Нахождение — левая нижняя сторона данного устройства.
- Пневматический гидроусилитель. Расположен в правой стороне аппарата. Он создаёт необходимое давление для тестирования. В нём последовательно устроены пневмо- и гидроцилиндры.
После всех операций образуются стоки. Они устраняются в канализационную сеть через особый отстойник. Благодаря этой мере газ не проникает в канализацию.
Результаты тестов фиксируются в паспортной документации баллона.
Заключение
Соблюдайте сроки испытания газовых баллонов при эксплуатации. Храните эти ёмкости правильно. Если баллон уже не пригоден, не нужно делать махинации с его тестированием. Это незаконно и серьёзная угроза безопасности.
Конструкция и маркировка газовых баллонов и других емкостей
7-8 тысяч на поверку? Новый стоит дешевле ))))